Национальные ресурсы и перспективы возобновляемых источников энергии, проблемы глобального потепления и защита окружающей среды, судьба энергетической безопасности и регулирующее законодательство – «за» и «против» нетрадиционной добычи углеводородов в Великобритании приводит интернет-ресурс Politics Нome.
Стоит ли в настоящее время вообще рассчитывать на рост потребления ископаемого топлива? Таким вопросом задаются эксперты по долгосрочным энергетическим прогноза. В программе МЭА «Перспектива мировой энергетики 2012» (“World Energy Outlook 2012”) определена насущная задача: к 2050 году необходимо выйти на одну треть от нынешнего потребления ископаемых углеводородов, чтобы достичь основно цели – удержать глобальное потепление в пределах 2°C.
«Начиная с безопасности добычи и заканчивая вредом, который приносится окружающей среде, по гидравлическому разрыву еще нет абсолютной ясности. Если мы выстроим крупный сектор сланцевого газа, то будем привязаны к ископаемым углеводородам сильнее и на неопределенно долгий период. Но если эти запасы окажутся неизвлекаемыми, то мы потратим много денег и времени, а должного результата не получим. В любом случае – это не имеет смысла», — утверждает член британского парламента Норман Бейкер, выступающий против добычи сланцевых углеводородов методом гидроразрыва пласта (фрекинг).
Специалисты напоминают о проблеме утечки метана. Американские исследования показали, что в атмосферу могут уходить до 9% метана, и в течение 20 лет метан может создать парниковый эффект в 86 раз сильнее, чем углерод. Правительства принимают меры к сокращению углеродных выбросов, а реальная острая опасность может прийти с другой стороны – не контролируемая должным образом добыча сланцевого газа может оказать такое же пагубное воздействие на экологию, как и широкое применение угля.
«У нас 50 лет опыта в национальном регулировании нефтегазовой отрасли на суше и на море. Это делает нас хорошо оснащенными, чтобы суметь установить контроль и над добычей сланцевого газа – единственного потенциала, который разрешит наши будущие энергетические проблемы. Мы просто не можем позволить себе упустить этот шанс», — считает член британского парламента Найджел Миллс, активный сторонник добычи сланцевых углеводородов.
Сегодняшняя реальность энергопотребления в Великобритании такова: нет никаких признаков сокращения спроса на газ – частный сектор зависит от него на 84%. Добыча с месторождений в северной море за последние годы резко пошла на спад, к 2030 году 80% газа будет ввозиться в страну, на что будет уходить до 15 млрд фунтов стерлингов в год. Поэтому остро встает вопрос о возможностях собственной добычи на территории британских островов.
Геологическая служба Великобритании (British Geological Survey) дает приблизительную оценку объемов сланцевых резервуаров — 4,4 млрд баррелей. Неясно, какое количество из них доступно для добычи, но «игра стоит свеч», считают некоторые сторонник сланцевой добычи, которые также указывают на то, что импорт газа не даст ни налоговых поступлений в бюджет, ни минимальной занятости для местного населения. Согласно прошлогоднему отчету британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst and Young, сектор сланцевого газа мог бы создать 64 тыс рабочих мест и дать экономию в 33 млрд футов стерлингов. К 2030 году сланцевый газ мог бы удовлетворить треть спроса на газ в стране, уменьшить расходы на импорт газа примерно на 8 млрд фунтов в год, а инвестиции могут достичь 4 млрд фунтов в год.
|