Украина вернулась к идее модернизации газотранспортной системы, начав с магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Больше половины денег на начальный проект пообещала дать Европа. В Киеве рассчитывают на материальную помощь России, но эксперты сомневаются, что ей стоит участвовать в этом проекте со своим давним, но вздорным партнером, пишет РБК daily.
Ориентировочная стоимость всего проекта модернизации оценивается в 3,5 млрд долл. Начальный этап проекта, заключающийся в модернизации газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, будет стоить почти 539 млн долл. Из них 300 млн уже предоставили Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. Тем самым европейская сторона продемонстрировала заинтересованность в поставках газа через украинскую трубу.
Украина должна будет обеспечить для проекта еще почти 231 млн долл. Премьер-министр страны Николай Азаров рассчитывает, что Россия приобщится к модернизации, сообщает РБК. Комментарий пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова получить не удалось.
Между тем пока не видно, что Россия стремится расширять сотрудничество с украинской стороной. Сейчас ее внимание сосредоточено на первой и второй нитках «Северного потока», которые будут введены в эксплуатацию соответственно осенью этого и следующего года с общей экспортной способностью 55 млрд куб. м газа в год. Это позволит снять более трети нагрузки с украинской трубы. В 2010 году экспорт российского газа в Европу составил 140 млрд куб. м.
Правда, свои амбиции по выстраиванию системы поставок газа в обход Украины России удастся удовлетворить не так скоро, как можно надеяться. Президент Германии Ангела Меркель во время обсуждения дальнейшего расширения «Северного потока» с президентом России Дмитрием Медведевым сказала, что Европа не видит необходимости в третьей нитке балтийского газопровода и не нуждается в «сверхимпорте» газа. Строительство «Южного потока», проектная экспортная мощность которого составляет 63 млрд куб. м в год, пока только обсуждается с потенциальными партнерами. Поэтому в ближайшие несколько лет украинский транзит будет по-прежнему активно использоваться.
Своей позиции относительно участия в проекте модернизации не обозначили и российские компании. Однако, как следует из высказывания Алексея Миллера во время пресс-конференции по итогам годового собрания акционеров «Газпрома», компания согласна участвовать в проекте модернизации украинских ГТС только при условии объединения «Газпрома» и «Нафтогаза». Украина недавно дала понять, что это условие неосуществимо. В пресс-службе «Газпрома» от дополнительных комментариев отказались.
Эксперты считают, что участие в украинском проекте модернизации ГТС экономически выгодно российской стороне. К тому же затраты на помощь Украине в модернизации газотранспортных сетей ниже стоимости гипотетической третьей нитки «Северного потока» и тем более строительства «Южного потока». Но с политической точки зрения было бы безопаснее пока воздержаться от конкретных решений по этом вопросу.
России сейчас нет смысла договариваться с нынешним руководством Украины по поводу участия в проекте модернизации, считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «В России стали разочаровываться в президенте Украины Викторе Януковиче и премьер-министре Николае Азарове. К тому же сейчас в стране сильна оппозиция, поэтому на следующих выборах велика вероятность смены власти», — рассуждает политолог. В случае смены руководства в государстве российской стороне придется по-новому договариваться о пользовании ГТС, поэтому на данный момент участие России в украинском проекте было бы не оправдано.
Из-за постепенного введения в эксплуатацию двух ниток «Северного потока» объемы прокачки газа через Украину сократятся более чем на треть в течение ближайших двух лет. При этом ставка транзита через страну, и без того относительно дорогая, возрастет, рассуждает начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Алексеев. В то же время, по мнению эксперта, Россия получила бы больше выгод от потенциально возможного использования «Южного потока». «Ставка транзита через «Южный поток» была бы минимально возможная», — считает он.
|