Главная » 2018»Декабрь»21 » Россия учтет опыт "Южного потока" при транзите газа через Болгарию
11:32
Россия учтет опыт "Южного потока" при транзите газа через Болгарию
Перспективы энергетического сотрудничества России и Болгарии сегодня во многом зависят от позиции Еврокомиссии и, прежде всего, самой Софии. Как отмечает директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, Москве обязательно стоит учесть опыт «Южного потока», чтобы вновь не оказаться в похожей ситуации.
Перспективы энергетического сотрудничества России и Болгарии сегодня во многом зависят от позиции Еврокомиссии и, прежде всего, самой Софии" data-author="Газпром" data-owner="gazprom.ru" Россия учтет опыт "Южного потока" при транзите газа через Болгарию">
Опыт "Южного потока" в сотрудничестве РФ и Болгарии
В ходе церемонии вручения верительной грамоты болгарскому послу президент РФ Владимир Путин вновь поднял тему энергетического сотрудничества с Софией. Российский лидер напомнил, что реализовать проект «Южный поток» в свое время так и не удалось, но сейчас появляются новые возможности для того, чтобы Болгария играла весомую роль в транзите российского газа на европейские рынки.
«Южный поток действительно серьезно отразился на перспективах нашего сотрудничества, но мы учли тот негативный опыт. Сейчас, когда София заявляет о возможности восстановления поставок газа через Болгарию, то российская сторона намерена предварительно получить твердые гарантии для предотвращения повторения таких ситуаций. Что касается конкретного маршрута транспортировки газа и роли Болгарии в транзите энергоносителей, то здесь можно выделить два направления.
Первое связано с поставками российского газа в саму Болгарию и далее в другие страны через вторую нитку «Турецкого потока». Как известно, газопровод планируется сначала подвести к границе ЕС, и Болгария здесь может сыграть свою роль. Второе направление предполагает прокладку трубы непосредственно до болгарской территории. Данный маршрут также выглядит перспективно, но во многом зависит от позиции Еврокомиссии и, прежде всего, самой Софии. В целом потенциал сотрудничества выглядит неплохо, но надо учитывать уроки прошлого», - уверен собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Напомним, что газопровод «Южный поток» должен был пройти по дну Черного моря в Болгарию, чтобы обеспечить газом целый ряд стран, но София в последний момент отказалась от него. Эксперты сошлись во мнении, что причиной такой позиции стало давление на Болгарию со стороны Брюсселя и Вашингтона.
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин" data-author="Екатерина Чалова" data-owner="Федеральное агентство новостей" Россия учтет опыт "Южного потока" при транзите газа через Болгарию">
Маршрут второй нитки "Турецкого потока"
В итоге Россия, уже приступившая к реализации проекта на момент решения Софии, потеряла около 800 млн евро. Впоследствии «Газпром» приступил к реализации альтернативного проекта под названием «Турецкий поток», и сейчас Болгария вновь заинтересована в транзите газа через свою территорию.
В то же время заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев напоминает, что Еврокомиссия в силу геополитических причин не поддерживает проект строительства второй нитки «Турецкого потока». При этом европейские страны, через которые может пройти маршрут, наоборот проявляют неподдельный интерес к российскому газопроводу. Помимо Болгарии к таким странам относятся Греция и Италия.
Как отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, существует вариант второй нитки «Турецкого потока» с прокладкой труб через Грецию и Италию. Но болгарский вариант все же считается более выгодным.
Помимо Болгарии в нем российский газ пойдет в Сербию, Венгрию, Молдавию и Румынию. Последние две страны сегодня получают газ по украинскому маршруту. Но в случае успешной реализации такого маршрута поставку через Украину, по мнению аналитика, перестанут быть сколько-нибудь необходимыми и останутся исключительно в виде запасного маршрута.