Купив в начале 2012 года долю в «Таас-Юрях Нефтегазодобыче» (ТЮН), «Роснефть» получила кота в мешке. Как стало известно, главе госкомпании Игорю Сечину пришлось через суд требовать у руководства «Таас-Юрях» информацию о ее деятельности за предыдущие три года, в том числе о финансово-кредитной истории. За неизвестными кипрскими офшорами, которым принадлежит контрольный пакет, могут стоять нынешние владельцы Urals Energy, пишет РБК daily.
Проблемы на якутском фронте
Игорь Сечин возглавил «Роснефть» в мае 2012 года, а до этого, будучи вице-премьером, курирующим ТЭК, ее всячески опекал. Учитывая влиятельность топ-менеджера, мало кто решается с ним спорить, а уже тем более перебегать дорогу. Однако РБК daily обнаружила компанию, которая больше года противостоит г-ну Сечину.
В феврале прошлого года «Роснефть» купила у Сбербанка 35,33% в ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» — владельце Среднеботуобинского месторождения федерального значения в Якутии. Сумма сделки была определена на уровне исторических затрат банка и составила 444 млн долл. Актив был оформлен на «внучку» «Роснефти» — ООО «Туапсенефтепродукт-Автосервис» (переименовано в «РН-Восточная Сибирь»).
«Это приобретение — важнейший шаг в усилении первоклассной ресурсной базы «Роснефти» в Восточной Сибири и обеспечении поставок в трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан, — говорил журналистам тогда Эдуард Худайнатов, который до Игоря Сечина занимал пост главы «Роснефти». — Вместе с Юрубчено-Тохомским месторождением эти проекты в перспективе ближайших лет станут основой восточносибирского добычного кластера компании».
Все оказалось не так радужно: у нынешнего главы «Роснефти» сейчас проблемы с этим активом. Через год после покупки «Туапсенефтепродукт-Автосервис» обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к ТЮН (материалы дела есть в базе судебных решений Высшего арбитражного суда). Госкомпания просит суд обязать ответчика предоставить информацию о деятельности «Таас-Юрях» за последние три года и текущий 2013 год.
Игорь Сечин хочет получить копии документов, касающихся решений менеджмента ТЮН по вопросам текущей деятельности, вопросам развития компании, связанных с обязательствами (действиями) на сумму свыше 5 млн долл., а также других решений — от исполнительного директора до главного геолога. В списке запрашиваемых документов бизнес-планы, экономические, финансовые модели «Таас-Юрях» и информация об их исполнении, бухгалтерские книги, результаты аудиторских проверок за 2012 год, документы в отношении финансовых обязательств, в том числе заемных отношений с финансовыми организациями, договоры банковских счетов.
В частности, «Роснефть» просит предоставить все договоры с иностранными заимодавцами, в том числе договоры, права кредитора по которым уступлены британской Vanegold Limited (в списке 47 договоров, заключенных с этой компанией в период с 2007 по 2012 год), документы по вексельным обязательствам с Vesend Trading Limited на сумму 11,3 млн долл., Polibridge Limited — на 20 млн долл., Heroics — на 5,3 млн долл., а также информацию о кредиторах ответчика, которые аффилированы с ним и его участниками.
Из-за отсутствия этих документов «Роснефть» не может утвердить бухгалтерскую отчетность своего нового актива за 2012 год. На общем собрании акционеров ТЮН, которое прошло 29 апреля, госкомпания голосовала против по этому вопросу, говорится в материалах суда.
В июне суд первой инстанции вынес решение в пользу «Роснефти». Один из доводов судьи состоял в том, что с момента приобретения статуса участника компании лицо может требовать предоставления документов общества независимо от даты составления этих документов. «Таас-Юрях» не согласилась и подала апелляционную жалобу на решение (дело оставлено без движения до 3 сентября).
В «Роснефти» на эту ситуацию реагируют спокойно. «Бояться «Роснефть» не надо. Компания работает на рыночных условиях. Практика последнего времени показала, что мы умеем договариваться со своими партнерами и работаем с ними исключительно на взаимовыгодных условиях и по рыночным принципам. Наша цель — рост капитализации компании в интересах акционеров «Роснефти», — заявил представитель компании. Ответы на вопросы в «Таас-Юрях Нефтегазодобыче» оперативно предоставить не смогли.
Кто стоит за «Таас-Юрях»
«Большая редкость, чтобы бизнесмены второго эшелона противостояли столь сильным фигурам, как Игорь Сечин», — считает заместитель гендиректора Центра политической информации Алексей Панин. Видимо, «Таас-Юрях» или ее остальным акционерам есть что скрывать, предполагает он.
В настоящее время владельцами «Таас-Юрях Нефтегазодобычи» помимо «Роснефти» являются кипрская Limenitis Holding Limited — 10,48% (входит в группу компаний международного инвестиционного фонда Ashmore) и два офшора: Yakut Energy Limited (37,38%) и Finfund Limited (16,82%). Представитель Ashmore отказался комментировать иск «Роснефти». Фонд создан в 1992 году и являлся «дочкой» Australia and New Zealand Banking Group (ANZ). Компания принадлежит ее топ-менеджерам — Марку Комбсу, Майклу Бенсону, Гриму Деллу, Нику Лэнду, Джонатану Эскьюту и Мелде Доннелли.
О кипрских офшорах (в сумме владеют контрольным пакетом в «Таас-Юрях») известно мало. Правда, в этом году у них появились собственные сайты. На сайте Finfund указано, что это «инвестиционная компания, специализирующаяся на вложениях в высококачественные активы, имеющие значительный потенциал роста стоимости». Она основана в 2004 году. Членом совета директоров Finfund является бывший министр энергетики, торговли, промышленности и туризма Кипра Антонис Паскалидес (занимал этот пост с 2008 по 2011 год). Получить комментарий в компании не удалось.
Yakut Enegy Limited основана в 2003 году для инвестиций в разведку и добычу нефти и газа развивающихся стран. В совет директоров компании входит член британской палаты лордов барон Фредерик Понсонби. Письмо издания к лорду осталось без ответа. В Yakut Energy отказались от общения с прессой.
Обе компании указывают, что впервые инвестировали в ТЮН в 2006 году. Кто является владельцами офшоров — тайна за семью печатями. По мнению г-на Панина, причины для непубличности могут быть разные, например наличие государственного поста, конфликта интересов с другими компаниями.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что за ними могут стоят два из нынешних акционеров Urals Energy — Вячеслав Ровнейко и Георгий Рамзайцев (другими владельцами Urals являются Леонид Дьяченко, Уильям Томас, Александр Огарев, в 2005 году компания провела IPO). До 2009 года Urals принадлежало 35,3% в «Таас-Юрях» (компания купила пакет в 2007 году у Finfund, потом он за долги перешел к Сбербанку). Связаться с вышеперечисленными бизнесменами не удалось.
По словам источника, к обоим офшорам близок «Еврофинанс Моснарбанк». Он и может быть акционером ТЮН через различные структуры. «Банк финансировал работы «Таас-Юрях» на значительные суммы. Выступает консультантом кипрских офшоров», — знает источник. При этом в разное время представители банка входили в состав совета директоров ТЮН. Сейчас согласно уставу «Таас-Юрях» акционеры могут иметь представителей в совете в следующем количестве: «Роснефть» — двух (входят Эдуард Худайнатов и Сергей Брезицкий, оба уже не работают в «Роснефти»), Finfund и Yakut Energy — совместно четырех, Ashmore — одного. «Еврофинанс Моснарбанк» был недоступен для комментариев.
«Роснефть» как проводник
Конфликт с «Роснефтью» не мешает топ-менеджменту «Таас-Юрях» строить амбициозные планы. В июне генеральный директор компании Иван Меньшиков в интервью Reuters говорил, что ТЮН хочет сотрудничать с трейдерами и крупными нефтяными компаниями, включая Glencore, Itochu и Shell.
«Пока у нас нет договоров, хотя мы прорабатываем со всеми заметными игроками на рынке АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион. — РБК daily). Это и трейдеры Itochu, Glencore, и крупные компании, включая Shell. Мы предложили «Роснефти» выступить нашим агентом по реализации нефти, поскольку у них хороший опыт проведения тендеров», — сказал г-н Меньшиков. По его словам, вся добываемая нефть будет экспортироваться.
Планы в отношении Среднеботуобинского месторождения «Роснефть» нигде не отражала, говорит аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. По его мнению, госкомпания не будет активизировать работу на проекте ни в этом, ни в следующем году, ввиду того что у нее есть много других приоритетных проектов. Инвестиции в месторождение эксперт оценивает в 4 млрд долл. «Проект дорогой. Вопрос в том, готовы ли другие акционеры «Таас-Юрях» инвестировать такую сумму, — говорит он. — Если бы проект был под контролем «Роснефти», его перспективы были бы более четкими». Вопрос выкупа госкомпанией долей у остальных акционеров ТЮН остается открытым, и «Роснефть» со временем может к нему вернуться.
«Таас-Юрях Нефтегазодобыча» создана в 2000 году. В 2002 году компания получила лицензию на добычу углеводородного сырья на центральном блоке Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии, а в марте 2007 года получена лицензия на геологоразведку и добычу в пределах Курунгского участка. Запасы нефти по категории С1 оцениваются в 90,9 млн т, С2 — 38,9 млн т. В силу объема запасов Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение вошло в список месторождений федерального значения 18 марта 2010 года. Месторождение соединено с трубопроводом ВСТО. В презентации ТЮН указано, что выход на максимальные уровни годовой добычи в 6,15 млн т с поддержанием его в течение шести лет запланирован на четвертый квартал 2015 года, а накопленная добыча до 2043 года составит 94,5 млн т.
|