-->
Снижение ключевой ставки ЦБ на 2 процентных пункта – с 17% до 15% — не смягчит условия кредитования. Банки не готовы опускать ставки по кредитам вслед за ЦБ, не зная, чего от него ждать в будущем. Помочь экономике сейчас может только кардинальное изменение монетарной политики и существенное снижение ставок или масштабная программа субсидирования ключевой ставки, считают эксперты. Неопределенная политика регулятора только вносит сумятицу на рынок.
Весь прошлый год ЦБ не давал повода сомневаться в своей решительности и неотступности от политики таргетирования инфляции: регулятор постоянно поднимал ключевую ставку, мотивируя свои действия необходимостью бороться с ростом цен. За год ставка выросла с 5,5% до 17%.
С инфляцией справиться не удалось, зато ставки по кредитам стали заградительными для бизнеса.
А темпы роста кредитования, по оценке первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, в 2014 году составили всего 10-12% — для сравнения, в 2013 году они были на уровне 29%.
За прошлый год упала и монетизация, то есть насыщенность экономики деньгами. «Одновременно, естественно, упала насыщенность кредитами экономики. Учитывая девальвацию рубля, мы увидели просто пыточную камеру для бизнеса», — комментирует завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.
Новый шок для рынка
Какой тактики придерживается ЦБ теперь, понять сложно. Пятничное снижение ключевой ставки на 2 процентных пункта – до 15%, которое, по мнению ЦБ, учитывает «изменение баланса рисков» ускорения инфляции и охлаждения экономики, не только запутывает участников рынка, но и ничего коренным образом не меняет для экономики.
Аналитики уверены, что долгожданное снижение ключевой ставки не скажется на доступности кредитов: хотя ЦБ и пошел на смягчение денежно-кредитной политики, но не настолько сильно, как это необходимо. Недоступность кредитов по-прежнему будет барьером для экономического роста, говорит Яков Миркин.
«Если при ключевой ставке 17% ставки по кредитам для бизнеса составляли 25-33%, то при ключевой ставке 15% теоретически стоимость кредитных ресурсов может снизиться до 23-30%. Но в России нет проектов с рентабельностью, которая позволила бы окупить кредиты по таким ставкам», — считает заместитель генерального директора группы «Базовый элемент» по работе с органами государственной власти Вадим Гераскин.
По словам Гераскина, единственная причина для компаний брать сейчас кредиты под такие высокие проценты — это рефинансирование ранее взятых долгов. «Однако рефинансирование кредитов, взятых под 10%, за счет средств, привлеченных под 30%, — это путь в никуда», — говорит он.
Банки не идут на понижение
Ставки по кредитам будут продолжать оставаться запретительными,
говорит заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая, — ситуация в экономике остается тяжелой, инфляция высокой, и как поведет себя в дальнейшем ЦБ — непонятно. При такой непредсказуемой политике ЦБ банки, выдающие кредиты на длительные сроки, побоятся ощутимо снижать ставки, поскольку большую часть ликвидности они получают на короткий срок.
«Существуют негативные прогнозы развития экономики и падение реальных доходов населения, что влечет за собой рост просрочки и рисков. Банкам необходимо закладывать эти риски в стоимость кредитов, что ограничивает возможности снижения ставок. Даже если ставки и пойдут вниз, то изменение вряд ли будет значительным», – комментирует Павел Беляев, директор департамента по развитию продуктов и услуг Банка Хоум Кредит.
Существенного эффекта от снижения ключевой ставки ЦБ ожидать не стоит,
подтверждает директор центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка Михаил Гонопольский. «Банки сейчас скорее заботятся о рисках новой выдачи в условиях рецессии, а разница в 2% по текущему уровню ставок к кардинальной смене обстановки не приведет», — говорит он.
Более того, ставки по кредитам могут не только не снизиться, но и еще вырасти.
Чистый убыток российских банков в 2015 году из-за роста проблемных долгов при сохранении ключевой ставки ЦБ на уровне 15% может составить 1 трлн рублей, говорится в недавнем обзоре рейтингового агентства Moody’s. Аналитики агентства ожидают, что по корпоративным ссудам по 10% кредитов ставки будут повышены на 5 процентных пунктов, а по еще 20% кредитов — на 3 процентных пункта.
Кризис – время перемен
В сложившейся ситуации снижение ставки ЦБ до 15% не может решить проблемы экономики и помочь банкам.
Нужны реальные меры поддержки кредитования бизнеса и населения,
считают эксперты, — такие, как существенное снижение ключевой ставки ЦБ или субсидирование процентных ставок.
Снижение ключевой ставки, на которое пошел ЦБ, уже фактически означает отход от принципов инфляционного таргетирования. Целенаправленное смягчение денежно-кредитной политики позволило бы ЦБ действительно помочь справиться с «охлаждением экономики». «В текущей ситуации важна стабильность, без скачков, — говорит Алексей Репик, президент «Деловой России». –
Затягивать с дальнейшим снижением ключевой ставки нельзя.
В идеале ставка должна быть ниже инфляции, как в большинстве развитых стран», — говорит он. Пока же ЦБ будет действовать половинчато, то внезапно поднимая ставку, то незначительно опуская, на серьезное улучшение экономической ситуации рассчитывать не приходится.
По мнению Якова Миркина, кроме снижения ключевой ставки, возникшую в экономике проблему необходимо решать субсидированием процентной ставки. С ним согласен и Вадим Гераскин: по его словам, сейчас нужны кардинальные меры, чтобы повысить деловую активность –
либо отказ от политики инфляционного таргетирования, либо масштабная программа по субсидированию процентных ставок.
«Если правительство решит субсидировать проценты по кредиты, то придется субсидировать всю ключевую ставку – 17%. Если раньше, в условиях экономического роста, банки готовы были довольствоваться минимальной маржой, то теперь, в условиях возросших рисков, они закладывают маржу не менее 8-10%, а ЦБ никак не регулирует маржу банков», — говорит он.
Источник: газета.ru.
|